Выберите свой якорь

Вес якоря Дневной якорь
(до 30 узлов)
Основной якорь
(до 45 узлов)
Штормовой якорь
(от 50 узлов)
2lbs (1kg) 0-16 feet
8lbs (3.6kg) 16-20 feet 0-14 feet 0-12 feet
13lbs (5.9kg) 20-30 feet 14-20 feet 12-14 feet
25lbs (11.4kg) 30-35 feet 20-30 feet 14-20 feet
35lbs (15.9kg) 35-39 feet 30-35 feet 20-30 feet
45lbs (20.5kg) 39-43 feet 35-39 feet 30-35 feet
55lbs (25kg) 43-45 feet 39-43 feet 35-39 feet

Постановка на якорь. Советы

— Сколько якорей должно быть на борту во время дальнего плавания?

Три или четыре. Один рабочий на носу, с электрической лебедкой. (У лодок больше сорока пяти футов на носу обычно бывает два якоря, лежащих параллельно.)
Второй на корме, у него два десятка метров цепи и канат, вес кормового якоря — процентов семьдесят от рабочего. Он может лежать в рундуке, или крепиться (надежно!) к кормовым леерам. Третий, запасной, огромный — раза в полтора тяжелее рабочего — ржавеет в трюме, ожидая того часа, когда он сможет вас спасти.

— Цепь или канат?

ТОЛЬКО ЦЕПЬ! Без вариантов, это просто не обсуждается.

— Сколько нужно цепи?

А вот это уже серьезный вопрос, и связан он с вопросом, а как же якорь, вообще говоря, работает? Почему он обеспечивает удерживающее усилие, во много раз большее, чем его вес?

Когда наш далекий предок, занимавшийся выращиванием корешков, придумал борону-суковатку, другой наш предок, ловивший рыбу, придумал якорь. За многие века, прошедшие с того исторического момента, ничего, собственно говоря, и не изменилось — ничего нового придумано не было. Все те разновидности якорей, которые мы видим сейчас — не более, чем вариации на тему железяки, которая, будучи тащимой по грунту, сама в этот грунт закапывается. И чем сильнее ее тащат, тем глубже она закапывается. И тем лучше держит.

Казалось бы, все просто — бросили якорь, ветерок прилетел, лодку потащило, якорь и зарылся. Ни чего подобного. Ключевые вопросы заключаются в том, как именно судно потащило якорь, и по какому грунту — получится ли у якоря зарыться в грунт и удержать судно, или нет?

Вопрос первый — куда лодка тянет якорь? Как, куда? Ну, как бы — за собой… И, вот тут возникает фактор глубины — мы же отдали якорь на определенной глубине, и находимся выше него как раз на ту самую глубину. И если якорь, например, не дай Бог, привязан веревкой, то тянуть мы его будем вверх, вырывая из грунта и не позволяя зацепиться. Для этого и придумали тяжелую якорную цепь — она своей тяжестью прижимается к дну, и составляющей «вверх», вырывающей якорь из грунта, в идеале нет. Это, если цепи отдано достаточно, и ее веса хватает. Если же цепи отдано мало, то она натягивается и, как та же веревка, вырывает якорь. И все… Поползло…

Так что цепи надо много. Сколько? Правило простое — называется «пять глубин». То есть, если вы решили встать на глубине десять метров — то нужно отдать полсотни метров цепи. Если глубина — двадцать метров — то цепи нужно сто метров.

И тут мы подходим к следующему вопросу:

— Где вставать на якорь?

Выбрать место для постановки на якорь — почти искусство, приходящее с опытом.

На якорь обычно встают на анкридже — специальном месте, обозначенном на карте или в лоции — и часто это не очень красивые места около крупных поселений. Или на не обозначенном, а передаваемом изустно от одного путешественника к другому, как большой секрет. И, скромная фраза «Вход в лагуну около трех кривых пальм, грунт хорошо держит якоря» говорит опытному человеку больше, чем толстенный туристический буклет с картинками. Не смотря на все разнообразие островов-в-океане хороших анкриджей совсем не много. Какие же требования к таким местам?

Глубина не менее пяти и не более двадцати метров (с учетом прилива-отлива!).
Закрытость бухты от ветра и волн.
Грунт — песок или глина, хуже, если ил, совсем плохо — камень.
Отсутствие на дне кораллов, скальных обломков, или крупного техногенного мусора, в которых может застрять якорь или запутаться цепь.
«Цивилизованный» анкридж должен быть удобным для поездок в город — со стоянкой для динги, магазинами и Wi-Fi; «дикий» же анкридж должен быть просто красивым — с чистой водой, разноцветными рыбками, и дивным пустынным пляжем в тени пышных зеленых пальм.

Вот, и пойди-найди такие места! А ведь вы не одни их ищите. Вот и получается, что и анкридж хорош, да все места на приемлемой глубине заняты — острова-то обычно вулканические, берег обрывается в глубину достаточно резко, и заветный сабл (песок -фр.) между пяти- и двадцати-метровой изобатой (линией равных глубин) — это тоненький серп, где места хватает не всем.
Чем больше у вас цепи, тем больше возможности встать в понравившемся месте.

— Как вставать на якорь?

Предположим, место вы нашли. Ну, в смысле — географическое. То, что в круге, радиусом, равным длине отданной цепи, (полюс запас) не должно быть опасностей, это, я надеюсь, объяснять не нужно? Все же понимают, что изменившийся ветер будет поворачивать лодку, как циркуль? Хорошо. Помните о том, что бы при любом повороте ветра, вы не должны вылезти на фарватер, ведущий к порту.

Теперь нужно найти место среди стоящих яхт. Можно спросить у соседей — они стоят уже долго, и знают, что какая-то яхта ушла и место освободилось. Так же как и приличные водители, яхтсмены стараются вставать не абы как, а в шахматном порядке, по этому, отыскиваете яхту, по корме у которой есть свободное место, подходите почти вплотную к ее корме, и буквально в паре метров от нее отдавайте якорь. Это нормально — вы не нарушаете ничью приватность, потому как потом вы будете травить цепь, и якорь еще должен будет зарыться — в итоге вы окажетесь в полусотне метров ниже по ветру.

Якорь не «бросают», иначе он просто запутается в цепи! Якорь бережно отдают. Внатяг. Двигаясь при этом задним ходом. И когда вы решите, что отдали достаточно цепи, и лебедка по вашей команде будет застопорена, яхта должна ощутимо, почти рывком остановиться. Как вкопанная. Как на якоре. С опытом, именно по этому рывку, вы и будете понимать — «взял» якорь, или ползет. Даем средний задний ход и смотрим на берег, состворив на линии взгляда любые два объекта. Ждем минуты три — предметы не должны уйти со створа. Даем полный задний ход. Объекты чуть смещаются (цепь натягивается до звона) и вновь замирают. Все — встали! Убираем обороты. Объекты ползут обратно (цепь провисает) и вновь замирают. Запоминаем это положение, и во время стоянки периодически его контролируем — не пополз ли якорь.

Постановка на якорь — дело неспешное, может занять и полдня! Не торопитесь, передохните, покушайте, еще и еще раз оцените свою стоянку, через некоторое время еще раз поработайте машиной назад. Обязательно пообщайтесь с соседями — они предупредят вас, если вы встали неудачно, или грунт плохо держит якоря, как, например, на анкридже у Панама-Сити.

Включаем якорные алармы.
Их четыре.

GPS- аларм на смещение. Обычно выбирается величина, равная длине цепи. А если ветер повернет, и яхту развернет на длину цепи в другую сторону — он же сработает!? Да, сработает. И тогда будет совсем не лишне вылезти из-под одеяла, и посмотреть — а чего это ветер поменялся? И все ли там нормально?
Аларм на силу ветра. Обычно — 20 узлов. Ну, хорошо, 25. Если ветер вдруг станет сильнее — требуется ваше присутствие, при таком ветре лучше поглядывать что к чему.
Аларм на минимальную глубину — 5 метров.
Аларм на максимальную глубину — сами посмотрите, какая будет глубина, если вас развернет в сторону океана. Метров 30?

Включаем якорные огни.
Чик-трак, и беленький огонек на топе мачты загорелся. Красота! Красота? Штатного белого огня на топе недостаточно! Совсем! Когда уставшие рыбаки возвращаются с промысла — они не смотрят наверх — им просто лень поднимать глаза, они смотрят тупо перед собой. А ваш огонек — мало того, что где-то на верху, так он еще и белый — совершенно не отличимый от звезд и теряющийся на фоне звездного неба! И этот сонный рыбак среди ночи вам в борт и въедет. Оно вам надо? У рыбаков своя сигнализация — они свои снасти обозначают китайскими мигающими фонариками сине-красно-зеленого свечения. Ни в одних правилах вы про это не узнаете, да и не надо — просто повесьте такой фонарик на гик или на кормовую дугу — и будет вам спокойная ночь. Кстати, не удивляйтесь — такими мигалками истыканы все места интенсивного промысла — просто, держитесь от них в стороне. Не надо к ним подходить, и смотреть, что это за диво.

Заключительные наставления
— Если вы хоть чуть-чуть сомневаетесь в том, взял ли якорь, не слишком ли близко вы к камням, к соседним лодкам или фарватеру — не поленитесь — перебросьте якорь. Это ни в коей мере не умолит вашего достоинства — даже опытным капитанам иногда встать удается только с третьей-четвертой попытки. А иногда и не удается совсем — приходится менять место. Ну и что с того, что от нового места на десять минут дольше ехать до города? Зато вашу лодку на камни не выкинет.

— После того, как, вроде, встали, не поленитесь надеть маску с ластами, и проплыть до якоря, нырнуть и посмотреть — как он там

— Имейте на борту акваланг. Цена комплекта дайверского снаряжения примерно такая же, как у якоря с цепью. И существенно меньше, чем у сожженной лебедки. Так что лучше иметь возможность погрузиться, и руками отцепить застрявший в коралле якорь. А дайверский комплект может и в других случаях пригодиться — например, обросший борт почистить, или клад достать. Да и просто поплавать с аквалангом — это иногда даже приятно.

— Понятно, что работать с лебедкой нужно при работающем моторе, причем работающем на оборотах, выше холостых — что бы генератор давал ток. Выбирая якорь при сильном ветре или течении, помогайте лебедке машиной — человек, поднимающий якорь, рукой показывает направление цепи. Если якорь не идет — не насилуйте лебедку. Зафиксируйте цепь и дайте передний ход. Если опять не идет — смотри предыдущее замечание.

— Если вы долго стояли на якоре — во время подъема не поленитесь почистить цепь — она обросла и стухнет в ящике.

— Если вы не настолько богаты, что бы иметь счетчик цепи, сделайте цветные марки через каждые десять метров. Специальные цветные резинки-плассмаски продаются в любом яхтенном магазине. Недорого. Если совсем денег жалко — в качестве марок подойдут цветные пластмассовые стяжки.

— Простояв на анкридже какое-то время, по праву сторожила, приветствуйте приходящие яхты, и показывайте место, где им удобно было бы встать. Это хороший тон.

— На стоянке очень правильно прицепить цепь специальным крюком, подвязать его веревкой к швартовой утке, а саму цепь потравить. И не только для того, что бы снять нагрузку со стопора цепи. И не только для того, что бы рывки от волны уменьшить — тяжелая цепь их сама прекрасно амортизирует. Так зачем подвязывать цепь? Первому, правильно ответившему — комплект фотообоев в подарок.